Топливом для современных автомобилей служит газ, бензин, дизельное топливо. Чем выше качество у топлива, тем более длительно прослужит автомобиль своему хозяину, а именно топливная система автомобиля.
Эксплуатационные свойства
Любое топливо, которым питается автомобиль должно обеспечивать:
• Износостойкость — должно обладать достаточными смазывающими характеристиками и вязкостью;
• Воспламеняемость и горючесть. При этом обязательна стойкость к детонирования, необходимые концентрационные и температурные лимиты возгорания, теплота сгорания, отсутствие жёсткой работы;
• Охлаждение — теплопроводность и теплоёмкость;
• Прокачиваемость –показатели чистоты топлива, содержание поверхностно-активных веществ, вязкостно-температурные характеристики;
• Совместимость с неметаллическими деталями автомобиля;
• Антикоррозийное обеспечение;
• Испаряемость;
• Антисклонность к образованию отложений.
Качество автотоплива
Показатели качества топлива делятся на обязательные для всех видов топлива и обязательные только для определённых.
Существуют следующие показатели топлива:
• Фракционный состав. Он определяется зависимостью между качеством топлива и его температурой;
• Цетановое число указывает на степень воспламеняемости топлива. Определение его происходит путём сравнения образца с эталоном;
• Октановое число говорит о детонационной стойкости топлива. Оно также определяется путём сравнения с эталоном. Чем выше октановое число, тем безопаснее использовать данный вид топлива в карбюраторных двигателях с высокой степенью сжатия;
• Уровень кислотности топлива свидетельствует о наличии органических кислот в нём. Это один из показателей антикоррозийных свойств топлива;
• Давление насыщенных паров говорит о примеси газов и легковоспламеняющихся фракций;
• Сера. Большое количество серы уменьшает антикоррозийные свойства топлива, поскольку сера после сгорания жидкой части вызывает повреждение двигателя;
• Вода и механические примеси должны быть в любом топливе и их норма оценивается в соответствии ГОСТом;
• Если в топливе есть водорастовримые кислоты и щёлочи, этот факт говорит о том, что проводиласьочистка топлива на нефтеперегонных заводах.
Виды дизельного топлива
Дизельное топливо представляет собой прямой продукт перегонки нефти. Получают его из керосиново-газойлевых фракций. Основными потребителями дизельного топлива являются военная и сельскохозяйственная техника, легковые автомобили и железнодорожный транспорт.
Кроме того остаточное дизельное топливо, или солярное масло используется для пропитки кожи, при обработке различных металлов, в смазочно-охлаждающих жидкостях.
Дизельное топливо подразделяют на три вида:
• Марка А (арктическое). Используется при температурах воздуха до -50 °С. Арктическое ДТ это по своей сути керосин, только утяжелённый. Также для улучшения смазывающих свойств в него добавляют минеральное моторное масло, а для повышения цетанового числа добавляют присадки в топливо;
• Марка З (зимнее). Застывает зимнее ДТ при температуре воздуха до -35°С. Выкипает при 180 — 340°С. Вспыхивает оно при 30°С. Получение зимнего ДТ возможно и в домашних условиях путём добавления в летнее керосина КО или же ТС-1;
• Летнее ДТ застывает при температуре окружающей среды -5°С.
Газ для авто
Получают газовое топливо для автомобиля путём переработки нефти и природных газов. Вследствие такого производства образуется сжиженный газ пропан-бутан. Чтобы заправить автомобиль сжиженным газом имеется два вида топлива: летнее и зимнее, которые различаются соотношением пропана и бутана. В состав летнего топлива входит почти 90% пропана.
Кроме того, используется сжатый природный газ метан почти без каких-либо примесей.
Недостаток газа перед жидкими видами топлива заключается в потере мощности двигателя авто до 20%.